Безопасный импорт: рекомендации государства
Государство контролирует ввоз непищевой продукции на таможенную территорию Украины с целью установления соответствия техническим регламентам и недопущения ввоза на таможенную территорию Украины опасной продукции, которая может составлять серьёзный риск общественным интересам.
Безопасность непищевой продукции при ввозе контролирует должностное лицо подразделения таможенного оформления в зонах таможенного контроля. Любой товар, который попадает в Украину при растаможивании, проверяется на безопасность. При этом, при проверке устанавливается наличие:
- сопроводительной документации
- маркировки продукции знаком соответствия техническим регламентам
- характеристик, предусмотренных техническими регламентами и дающих основания считать, что продукция не представляет риск
В случае выявления нарушений соответствующее должностное лицо подразделения таможенного оформления приостанавливает таможенное оформление и направляет уведомление органу государственного рыночного надзора, который может провести проверку характеристик продукции и с разрешения взять образцы продукции для экспертизы.
Контроль каких изделий или продукции осуществляется при импорте
Деятельность подразделений таможенного оформления по осуществлению государственного контроля непищевой продукции осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом и Порядком осуществления государственного контроля непищевой продукции, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 26 декабря 2011 №1403.
Порядок принят в соответствии с Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции». Поэтому такой контроль осуществляется в отношении продукции/видов продукции, которую проверяют органы государственного рыночного надзора, а именно:
- морское оборудование
- строительные изделия
- лифты и компоненты безопасности для лифтов
- средства индивидуальной защиты
- взрывчатые материалы промышленного назначения
- передвижное оборудование, работающее под давлением
- медицинские изделия и вспомогательные средства к ним
- медицинские изделия для диагностики in vitro и их вспомогательные средства
- автомобильные бензины, дизельное, судовое и котельное топливо
- энергопотребляющие продукты, в том числе бытовые холодильные приборы и бытовые стиральные машины
- электрическое и электронное оборудование
- электрические лампы и светильники
- игрушки
- обувь
- телевизоры и прочее.
Какими нормативно-правовыми актами устанавливаются требования по непищевой продукции
Проверка продукции при ввозе на таможенную территорию Украины осуществляется по техническим регламентам, которые утверждает Кабинет Министров Украины для определённого вида продукции, которым она безусловно должна отвечать. Регламенты устанавливают требования безопасности, процедуры подтверждения соответствия, модули проверки, согласно которым заполняется декларация о соответствии производителем.
Также в регламентах прописываются условия нанесения знака соответствия и другой маркировки. Правительством утверждены:
- технический регламент морского оборудования
- технический регламент строительных изделий
- технический регламент лифтов и компонентов безопасности для лифтов
- технический регламент средств индивидуальной защиты
- технический регламент оборудования, работающего под давлением
- технический регламент о медицинских изделий
- технический регламент энергетической маркировки
- технический регламент ограничения использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании и другие.
Если по поводу некоторых видов непищевой продукции не установлено специальных требований по безопасности, они должны соответствовать требованиям Закона Украины «Об общей безопасности непищевой продукции». Законодатель декларирует, что продукция может иметь более высокие стандарты, чем установленные техническими регламентами, однако не должен их нарушать.
Как предотвращают ввоз продукции, вредящей общественным интересам
Если продукция не соответствует техническим регламентам, соответствующее подразделение приостанавливает таможенное оформление и сообщает органу государственного рыночного надзора для дальнейшей проверки характеристик продукции и отбора образцов такой продукции. При установлении того, что импортная продукция представляет серьёзный риск или не отвечает установленным требованиям, оформляется карточка отказа в таможенном оформлении с указанием причины.
Вместе с тем, государством предусмотрена ответственность производителя, представителя, импортёра или другому лицу, которое ввело продукцию в оборот. Такая ответственность может быть административной, гражданской и уголовной. Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», например, предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в сфере государственного рыночного надзора.
Уполномоченный представитель – это любое физическое или юридическое лицо — резидент Украины, который получил от производителя письменное поручение действовать от его имени в отношении определённых в этом поручении задач.
Импортёр — любое физическое или юридическое лицо — резидент Украины, который вводит в обращение на рынке Украины продукцию происхождением из другой страны.
Государство способствует добросовестным субъектам хозяйствования
Таможенный кодекс Украины предусматривает специальные упрощения для добросовестных субъектов хозяйствования, которые:
- в течение не менее трёх лет осуществляли внешнеэкономическую деятельность
- выполняли перед таможней все обязательства;
- не имеют фактов привлечения должностных лиц предприятия к ответственности за нарушение таможенных правил
- имеют надлежащую систему учёта товаров и выполнили другие условия.
Такие субъекты хозяйствования могут:
- подавать меньший объем сведений
- снимать таможенное обеспечение без получения разрешения таможни
- временно хранить товары на своих площадках
- отправлять товары из помещений, открытых и крытых площадок без предъявления их органу доходов и сборов отправления
- осуществлять таможенный контроль в первоочередном порядке
- освобождаться от предоставления гарантии при осуществлении внутреннего таможенного транзита товаров и прочее.
Субъекты хозяйствования, которые созданы в соответствии с Законами Украины и получают такое упрощение, называются уполномоченными экономическими операторами. Для получения такого статуса предприятие должно соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Украины, и по заявлению получить сертификат уполномоченного экономического оператора на упрощение таможенных процедур, а также с точки зрения надёжности и безопасности.
Информационный обмен
В странах-членах Европейского Союза действует система RAPEX (Rapid Exchange of Information System) или система уведомлений об опасной продукции. Она позволяет обмениваться информацией о некачественной/опасной продукции, не соответствующей стандартам.
RAPEX позволяет:
- осуществлять обмен информацией между государствами-членами ЕС о мерах, принятых для предотвращения и ограничения распространения или использования продукции, которая несёт серьёзную опасность для здоровья и безопасности потребителей
- контролировать выполнение мероприятий по опасной продукции и отслеживать меры, принимаемые на добровольных началах
- контролировать торговые отношения ЕС как внутри союза, так и с третьими странами, и собирать информацию о недобросовестных поставщиках
- информация о подделках и опасных товарах регулярно вносится в специально созданную базу системы RAPEX и быстро распространяется. Она доступна не только для органов контроля и надзора, но и для потребителей.
Кроме того, в Украине обмен информацией о продукции, представляющей серьёзный риск, призвана обеспечить Национальная информационная система рыночного надзора. Она состоит из сообщений об опасной продукции и реестра решений рыночного надзора. Информационная система призвана объединить информацию органов рыночного надзора и органов доходов и сборов для обеспечения функционирования системы органов государственного рыночного надзора.
Понятие «безопасный импорт» должен удовлетворять все стороны рынка и органы, которые его контролируют. Только соблюдение таможенного законодательства и норм в сфере государственного рыночного надзора способно обеспечить достойное качество продукции и отсутствие рисков потребителям.
С такой целью государство предоставляет «плюсы» добросовестным бизнесменам, которые честным путем осуществляют хозяйственную деятельность. Также государство обеспечивает невозможность функционирования недобросовестного бизнеса путем внедрения санкций, обеспечивающих соблюдение нормативно-правовых актов, в том числе технических регламентов. С целью предупреждения новых проступков и контроля над исправлением уже совершенных государство внедряет информационные системы контроля безопасности продукции.